Про музыкальную школу, или о мотивации ребенка

13 Сен 2012, Автор: admin

У меня возник вопрос о мотивации ребенка к занятиям, в частности к занятиям в муз.школе.

История такая. Есть у меня дочь от первого брака, Анна, ей скоро будет 11 лет. Она в раннем детстве была довольно активной, легко сходилась с людьми, могла обаять всех бабушек во дворе и принести пригоршню конфет буквально за пять минут. Такой хороший гипертимный радикал. С удовольствием пела песни, выдумывая их на ходу; придумывала стихи, забавно рисовала. Всегда стремилась быть в центре внимания, сколько бы людей вокруг ни было. Помню, мне было довольно трудно с ней, поскольку она лет до пяти не могла побыть одна и поиграть сама по себе, ей обязательно нужно было мое внимание, и это меня истощало, я ни на секунду не могла заняться чем-то своим, чтобы Анна ко мне не приставала. Это был истероидный радикал у нее, видимо. Стремления к порядку, к ordnung, к чистоте, к аккуратности у Анны нет; вещи у нее всегда валяются как попало, она не знает, где у нее что лежит, и часто не может найти нужное, частенько теряет вещи. Так всегда было и сейчас так есть.

Лет в пять мы пригласили к ней преподавателя по фортепиано, и преподаватель с ней занималась несколько месяцев с хорошим успехом, Анне нравилось, после чего учительница сказала, что они достигли предела в домашних занятиях и есть смысл отвести Анну в муз.школу, поскольку ребенок явно “школьный” и у нее получится заниматься там, а дома она уже слишком отвлекается.

Ок, в 6 лет отвели Анну в муз.школу на подготовительное отделение, где она занималась два года, потом пошла в первый класс муз.школы (и в обычную школу в первый класс, одновременно). В муз.школе она занималась с удовольствием, хотя и приходилось ей напоминать о занятиях, дом.задания делать ей не очень хотелось, но в то же время была мотивация “выступать на концертах”, эдакие амбиции, и она занималась довольно упорно. Ее взялась учить заведующая фортепианным отделением, то есть Анна подавала надежды. Успехи были, на межшкольных и окружных концертах она выступала, но первых мест не занимала. Преподавательница ее хвалила, хотя способности объективно средние, но в силу яркости характера результат был хороший.

Во втором классе пошло снижение Анютиного упорства и амбиций. В третьем классе она уже нигде не выступала, закончила год с “четверками”. Вообще занималась дома часто со скандалами, приходилось принуждать. И когда она садилась заниматься, чувствовалось, что ей хотелось побыстрее оттарабанить пьесы и закончить занятие. Я много раз вопрошала: не хочешь учиться в муз.школе, не учись, давай закончим это занятие. Однако на это Анна утверждала, что она очень хочет учиться, и тогда садилась заниматься, но все равно упорства уже не было, это из серии “лишь бы отстала”. Она хотела, чтобы ее просто водили в муз.школу, и все, и больше не приставали. Однако в таком виде муз.школа теряет смысл, на мой взгляд.

Сейчас мы переехали в другой район, я перевела ее в другую муз.школу. Новая муз.школа позиционирует себя как “самая сильная в округе”, Анне устроили прослушивание и сказали, что “очень слабая девочка, мы ее возьмем на фортепианное отделение на этот год, а дальше посмотрим; если будет плохо заниматься, переведем на хоровое отделение”. Из музыкальной жизни хочу заметить, что пианисты — это “белая кость”, почетно, но довольно трудно учиться; а хоровое отделение — это баловство, учиться легче, но и почета меньше.

Надо сказать, что Анна изменилась по сравнению с детством. Она перестала уметь легко сходиться с людьми, стала иногда опасаться заговаривать с новыми и даже знакомыми людьми. У нее не получается дружить со сверстниками, подружек и друзей у нее нет. Раньше она любила выступать на сцене и привлекать внимание — сейчас говорит, “я боюсь выступать”, “не хочу играть на сцене”, “пусть на меня не смотрят”, “ты меня не слушай, как я играю”. Она говорит, что не хочет, чтобы я и бабушка слышали, как она занимается за фортепиано; она не хочет заниматься так, как ей задают, а хочет играть другие пьесы; но другие пьесы она начинает разбирать и бросает на полпути, до конца не доводит. У меня такое впечатление, что Анна стала какой-то более робкой, интровертированной, не выдает эмоциональность из себя, в итоге игра на фортепиано становится у нее скучной, не интересной. При этом она практически не рефлексирует, всегда во всем виноваты другие (или может заняться неоправданным самообвинением, но это бывает черезчур, неадекватно). А мотивации заниматься я у нее не вижу, однако от предложения “бросать муз.школу” она категорически отказывается. Вчера сама предложила: “давай перейду на хоровое отделение”, под соусом, что больше хочет петь, чем играть. На мой взгляд (параноика, да), это просто уход от необходимости упорно заниматься, и это неправильно. :-) Мне кажется, у Анны есть трудности с сосредоточением, с концентрацией внимания; она не может даже просто переписать абзац текста без ошибок, причем хоть пять раз будет переписывать один и тот же текст, все равно будут ошибки. В тетрадях у нее всегда помарки, зачеркивания и исправления, и хотя она хорошо понимает математику и русский в целом, оценки ей снижают именно за неаккуратность и невнимательность.

Чего я хочу от музыкальной школы и как я это дело вижу.
У меня нет желания, чтобы Анна была “крутой пианисткой” и связала свою жизнь с музыкой. Я не верю, что музыкой можно заработать себе на жизнь, ну или нужно быть очень талантливым и самым первым в своей области, а этого у нее не наблюдается в плане музыки.
Я рассматриваю обучение музыке скорее как гуманитарный противовес естественно-научному в целом образованию в школе. Музыка как противовес математике, так будут и эмоции, и рациональность. Поначалу так и было.
Однако мне сейчас кажется, что обучение музыке не выполняет тех функций, которые я в это закладывала. То ли Анна изменилась, то ли еще что, но получается как чемодан без ручки: и бросить жалко, и тащить тяжело. Силы вложены, три класса пройдено плюс два года подготовительных; еще учиться четыре класса, а у меня есть сомнения, что Анне это нужно, что она захочет и сможет… Может быть, разумнее отдать это время в спортивные занятия, к примеру; Анне физические занятия очень были бы полезны сейчас. Мне, конечно, жаль бросать на полпути недоделанное дело, жаль отказываться от собственных амбиций на счет Анны и бросать муз.школу, но я к этому готова, если так ей будет лучше.

Что посоветуете? Перестать ее водить в музыкалку, перевести на хоровое, остаться в фортепианном отделении? Давайте поговорим об Анне, как будет лучше? Какая бывает у детей мотивация к обучению в муз.школе?

Если не бросать музыкалку, то где взять мотивацию? Не вижу смысла заставлять ребенка заниматься из-под палки, да и вскоре я уже не смогу настоять на своем, уже большая девица-то… :-)

Всем заранее спасибо за мнения!

П.С. Решила дописать еще вот что.
Я считаю, что знание музыки и занятия музыкой — это очень приятное дело, очень сильно расширяющее кругозор и открывающее новые горизонты по жизни. Однако тут есть такая тонкость, что когда человек в состоянии осознанно выбрать для себя “хочу заниматься музыкой”, время уже может быть сильно упущено, и фактически он не сможет себе этого позволить. А позволить себе выбор заниматься музыкой во взрослом состоянии смогут те, кто в детстве уже преодолел львиную долю этой премудрости. Получается, что сначала нужно выучиться, и только потом ты сможешь решать, надо ли это тебе или не надо.
Я сама стала заниматься музыкой только после 20 лет, и вот за 15 лет нерегулярных занятий я освоила сольфеджио примерно до 5-го класса муз.школы, потому что учеба-работа-дети-дом-и т.п., все упирается во время, деньги, регулярность…
Как с этим быть? Тоже жалко, чтобы Анна бросила музыкалку, ведь она лишит себя выбора, если вдруг захочет заняться музыкой.

Поделиться ссылкой: